История России(XIX век )  

 

 

Западники и славянофилы

 

В конце 30-х годов в России сложились два на­правления общественной мысли — славянофилы и западники. Славянофилы — А. Хомяков, бра­тья Киреевские, А. Кошелев, Ю. Самарин, К. Ак­саков — критически оценивая преобразования Петра I, считали, что Россия должна идти по сво­ему пути развития, отличному от западного. Глав­ные особенности России они видели в крестьянской общине и православной вере. Западники — В. Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, С. Со­ловьев, К. Кавелин — считали Россию и Запад нераздельными частями одного целого и видели Россию в ряду цивилизованных европейских го­сударств. Славянофилы и западники вошли в ис­торию как «люди сороковых годов».

В 1839 г. Б. Белинский переехал в Петербург убежденным приверженцем Гегеля. В первых статьях в «Отечественных записках» он еще дока­зывал разумность существующего строя; однако противоречия окружающего мира и общества не вмещались ни в одну систему, построенную чело­веческим умом. Белинский отказался от абсолют­ных философских систем; лучшие свои статьи он написал, руководствуясь понятием «социально­сти». С 1842 г. он стал последователем француз­ских социалистов. Вокруг Белинского сложился кружок единомышленников, обсуждавший поли­тические и социальные вопросы, в частности во­прос о крестьянской реформе. К. Кавелин, препо­дававший в Московском университете, говорил об этом со студентами, подчеркивая, что человеческая личность — это основа «всякой свободы и всякого развития».-Герцен писал об этом в своих произве­дениях.

В споре славянофилов и западников о дальней­шем развитии России общественное мнение бы­ло на стороне западников. Важную роль в этом сыграло знаменитое письмо Белинского к Гоголю 1847 г. Н. В. Гоголь своей книгой «Выбранные места из переписки с друзьями» проповедовал путь религиозного самоусовершенствования как един­ственный в борьбе с недостатками общества. Бе­линский доказывал, что это может привести к тор­жеству зла, не встречающего должного отпора. Самыми важными вопросами он считал уничто­жение крепостного права, отмену телесных нака­заний, строгое выполнение существующих законов. «Письмо к Гоголю» в тысячах списков разо­шлось по России.

Революции в Европе 1848—1849 гг. отозвались в России волной репрессий и усилением цензуры. Кавелин ушел из университета. Имя Белинского было запрещено упоминать в печати. В 1849 г. с особой жестокостью власти разгромили кружок М. Буташевича-Петрашевского. В Петербурге бы­ло несколько таких кружков, но именно этот попал в поле зрения полиции. Члены кружка изучали про­изведения французских социалистов, обсуждали «Письмо к Гоголю», говорили о необходимости от­мены крепостного права, введения свободной печа­ти, преобразований в суде. До организации тайного общества с определенной программой дело не дош­ло. 21 петрашевца (в том числе Ф. М. Достоевского) приговорили в расстрелу, в последний момент за­мененному каторгой.

В конце 40-х — начале 50-х годов А. И. Гер­цен, живя за границей, разочаровался в идеях французских социалистов. В его собственных по­строениях будущего России, столь же утопичных, своеобразно соединились социалистическая тео­рия и славянофильство. Однако вопроса о непо­средственной борьбе за введение в России социа­листического строя Герцен никогда не ставил. В 1853 г. в Лондоне он основал Вольную русскую типографию с целью распространения в России идеи освободительного движения.

Михаил Бакунин, уехавший в 1840 г. за гра­ницу изучать философию, стал революционером, принимал непосредственное участие в революци­онных выступлениях — в 1848 г. в Праге, в 1849 г. в Дрездене. Он был арестован, а в 1851 г. выдан, русским властям и заключен в тюрьму.

Конституционных проектов при Николае I не разрабатывали, но в общественном движении был поставлен вопрос о правах человека. В 40-е годы движение стало более широким, чем декабристское; заметную роль в нем играли разночинцы. «Время наружного рабства и внутреннего осво­бождения» так характеризовал Герцен новый этап освободительного движения.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"