История России(XIX век )  

 

 

Образование и наука в первой половине XIX в.

 

Начало XIX в. — время культурного и ду­ховного подъема России, которому способство­вала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. При Александре открылись новые университеты — Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский и Петер­бургский, Лесной институт, Царскосельский ли­цей. В 1815 г. армянская семья Лазаревых ос­новала в Москве Институт восточных языков. При Николае I, покровительствовавшем ин­женерно-техническому и военному образованию, открылись Петербургский технологический уни­верситет, Московское техническое училище, Ака­демия Генерального штаба, Инженерная и Артил­лерийская академии. Число средних учебных за­ведений — гимназий — за 30 лет (с 1824 г.) уве­личилось почти вдвое, продолжала развиваться система женского образования, основы которой были заложены при Екатерине И. Развитие на­чального народного образования шло медленно. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали школы для детей из народа, но общей системы не было.

В первой половине XIX в. русская наука дос­тигла больших успехов. Н. И. Лобачевский создал неевклидову геометрическую систему; Н. Н. Зинин синтезировал анилин (это был один из круп­ных успехов в органической химии); В. В. Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда для освещения; Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики; П. П. Аносов раскрыл секрет древнего булата и за­ложил основы науки о качественных сталях. В Пулковской обсерватории — предмет восторгов за­рубежных астрономов — трудился В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в Млечном Пути; Н. И. Пирогов впервые стал оперировать под эфирным наркозом; Н. М. Карамзин написал 12-томную «Историю Государства Российского»...

Становление России как морской державы вы­двигало новые задачи перед отечественными гео­графами. В 1803—1806 гг. адмирал И. Ф. Кру­зенштерн возглавил первую русскую кругосвет­ную экспедицию из Кронштадта до Камчатки и Аляски, в которой изучались острова Тихого океа­на, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка; были со­ставлены подробные карты исследованных мест. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские остро­ва. Г. И. Невельской открыл устье Амура и пролив между Сахалином и материком. В 1819—1821 гг. русская экспедиция — ее возглавлял адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен — открыла Антарктиду. Уче­ник Головнина, Ф. П. Литке, исследовавший Се­верный Ледовитый океан, берега Камчатки и Юж­ной Америки, основал Русское географическое об­щество. Экспедиции путешественников имели большое значение не только для географической науки; они открывали другие страны, изучали жизнь других народов.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"