История России(XIX век )  

 

 

Архитектура и живопись в первой половине XIX в

 

Конец XVIII — начало XIX в. — эпоха класси­цизма в русском зодчестве. Классицизм — куль­турное направление, ориентированное на античное искусство, литературу и мифологию. В русской ли­тературе и музыке классицизм почти не нашел от­ражения, а в живописи, скульптуре и особенно ар­хитектуре были созданы подлинные шедевры. Для зданий в стиле классицизма характерны строгие пропорции, уравновешенность, симметрия, гармо­ничное сочетание целого и частей. Типичная де­таль — парадный вход в центре, оформленный в виде портика.

Еще в середине ХУШ в. Петербург был городом одиночных усадеб, во многом похожим на старую Москву. Но затем началась регулярная застройка вдоль прямых проспектов, расходящихся от цен­тра. В центре было возведено здание Адмиралтей­ства по проекту А. Д. Захарова. Его торжествен­ный вид задал тон всему облику города. Петербург­ский классицизм сложился как архитектура не от­дельных зданий, но целых проспектов и ансамблей, поражающих своей гармоничностью. В начале ве­ка на стрелке Васильевского острова по проекту То­ма де Томона было возведено здание Биржи, очень удачно вписавшееся в систему «Петропавловская крепость — стрелка Васильевского острова — Двор­цовая набережная», объединенную гладью реки. Те­ма господства над водной стихией была подчеркну­та С. С. Пименовым, И. И. Теребеневым, В. И. Демут- Малиновским в монументальной скульптуре, украшающей ростральные колонны перед зданием Биржи. Главная магистраль города, Невский про­спект, приобрела вид цельного ансамбля с возведе­нием в 1801—1811 гг. Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина. Перед зданием собора были по­ставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы Б. И. Орловского. В 40—50-е годы Невский проспект украсили «Укротители коней» П. К. Клод­та, установленные на Аничковом мосту. С 1818 по 1858 г. строился Исаакиевский собор — самое боль­шое здание, возведенное в России в первой полови­не XIX в. По замыслу он должен был символизиро­вать мощь самодержавия и тесный союз с право­славной церковью. Автор проекта, О. Монферран, возвел также Александровскую колонну на Двор­цовой площади — памятник Александру I и рус­скому оружию, прославившемуся в Отечественной войне. Триумфальные мотивы Александровской колонны повторялись в скульптурном убранстве арки Главного Штаба, построенного по проекту К. И. Росси. С творчеством Росси связаны завер­шающие работы по формированию петербургских ансамблей. По его проектам были построены зда­ния Сената и Синода, Александрийского театра, Ми­хайловского дворца. Знаменитый архитектор пере­страивал и переоформлял улицы и площади, пре­вращая весь город в произведение искусства.

 

Московский классицизм, в отличие от петер­бургского, характерен отдельными зданиями. По­сле пожара 1812 г., не изменившего традицион­ное разностилье московских улиц, были построе­ны Большой театр, Манеж (арх. О. И. Бове), Опе­кунский совет на Солянке (арх. Д. И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса, В целом московский классицизм не так монумен­тален. Для Москвы характерны особняки усадеб­ного типа, как, например, дом Лопухиных на Пре­чистенке архитектора А. Г. Григорьева.

Провинциальный классицизм был близок к мо­сковскому; в Сибири в начале века было распро­странено барокко, классицизм пришел позже.

В 30-е годы XIX в. классицизм вступил в пору кризиса. Канонические черты классических зда­ний — единственный вход, непременные колонны — не отвечали новым требованиям жизни: в Петер­бурге возводились доходные дома со множеством подъездов, в нижних этажах располагались мага­зины с широкими витринами. Творческая мысль архитекторов пришла к необходимости «умного вы­бора»: сочетания внешнего вида здания с его на­значением. Теперь все определялось желанием за­казчика и пристрастиями архитектора. Наступил период эклектики (смешения стилей). В 1839— 1852 гг. в Петербурге было построено здание Ново­го Эрмитажа по проекту Л. Кленце; новогреческий стиль здания создавал впечатляющий образ музея. Николаевский дворец по проекту А. И. Штакеншнейдера был построен в 1853—1864 гг. с использо­ванием мотивов итальянского Ренессанса. К. А. Тон в своем творчестве пытался сочетать классицизм с традициями древнерусской архитектуры. В 1839— 1849 гг. под его руководством был построен Боль­шой Кремлевский дворец; в 1839—1883 гг. — храм Христа Спасителя в честь победы России в Отечест­венной войне 1812 г., в его строительстве и оформле­нии участвовали талантливые русские скульпторы, художники, инженеры. Немногие творения, Тона дошли до наших дней, в их числе — Петербургский вокзал в Москве и Московский — в Петербурге.

Классицизм в живописи получил название ака­демизма. В Академии художеств было хорошо по­ставлено обучение живописи и рисунку, но сюжет­ная линия ориентировалась только на античное на­следие, современная жизнь считалась недостойной изображения. Для работ художников-академистов характерны декоративный пейзаж, театральность композиции и непременный сюжет из античности. Талант К. П. Брюллова позволил создавать и в рам­ках академизма значительные и живые произведе­ния. Его картина «Последний день Помпеи» совер­шила триумфальное путешествие из Италии в Рос­сию и произвела глубокое впечатление на совре­менников. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А. А. Иванова и его произве­дении «Явление Христа народу». В первой полови­не XIX в. работали портретисты О. А. Кипренский и В. А. Трошшин, написавшие прижизненные порт­реты Пушкина. В рамки академизма не вписыва­лось творчество П. А. Федотова; его «Свежий кава­лер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» — произведения явно сатирического характера.

В 1852 г. в России началось создание общедос­тупных художественных музеев. Открыл свои двери Эрмитаж, ставший из дворцового собрания художественных сокровищ (основанного Екатери­ной П) национальным музеем.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"