История России(XIX век )  

 

 

Начало эпохи Великих реформ

 

С окончанием Крымской войны в России на­чалась эпоха Великих реформ, связанная с име­нем Александра II.

Наставником Александра II был В. А. Жуков­ский. По учебному плану, составленному Жуков­ским для наследника и одобренному императором, главное место отводилось изучению отечествен­ной истории; поэт предостерегал от чрезмерного увлечения «военными игрушками», однако Ни­колай I хотел вырастить сына «военным в ду­ше». Наставления Жуковского — «Владычествуй не силою, а порядком» — глубоко запали в душу Александра, но не меньшее влияние оказал на него отец. В 1837 г. Александр путешествовал по Рос­сии в сопровождении Жуковского, ходатайство­вал о смягчении участи сосланных декабристов и Герцена. С 1840 г. Александр начал принимать участие в государственных делах, входил в коми­теты, обсуждавшие крестьянский вопрос, положе­ние на Кавказе.

Реформы были необходимы по ряду причин: 1) Крымская война наглядно показала растущую экономическую, военную, техническую отсталость России от Европы; 2) крепостное право, владение «крещеной собственностью», слишком похожее на рабство, было безнравственно. Царь, осознавая необходимость преобразований, не знал, как присту­пить к ним, не было плана реформ и у минист­ров. В это время в обществе, а позднее и в прави­тельстве, заговорили о гласности, однако в печати свободных обсуждений не допускалось. По круж­кам, гостиным, салонам, редакциям стали ходить записки, посвященные наболевшим проблемам. Сильное влияние на общественное мнение, на пра­вительство и на царя оказала «Записка об освобо­ждении крестьян» К. Д. Кавелина. Кавелин счи­тал, что крепостное право должно быть отменено не насильственным способом: освобождение кре­стьян, при вознаграждении помещиков, с земель­ным наделом, находящемся в их владении; зем­ля у помещиков выкупалась правительством. При соблюдении интересов обоих сословий они долж­ны были постепенно слиться в один земледельче­ский класс с имущественными различиями, но без сословных. Записка Кавелина предопределила многие положения крестьянской реформы.

В 1855 г. Герцен начал издавать в Лондоне аль­манах «Полярная звезда», в 1857 г. вместе с Огаре­вым — газету «Колокол». В первом номере была сформулирована программа-минимум: освобож­дение крестьян, упразднение цензуры, отмена телесных наказаний. В открытом письме к Алек­сандру II Герцен подчеркивал реализм и умерен­ность своих требований. «Колокол» имел в Рос­сии огромный успех: его читали все образованные люди от высших сановников до гимназистов. Возвратившиеся из ссылки декабристы и петра­шевцы сотрудничали в «Колоколе» и «Поляр­ной звезде».

В 1858 г. было разрешено обсуждение в печа­ти крестьянского вопроса. Чернышевский опуб­ликовал в «Современнике» записку Кавелина. Поз­же проект Кавелина перестал его устраивать. Н. Г. Чернышевский — социалист, материалист и атеист, ненавидящий одинаково российскую действительность и капиталистический строй запад­ных стран — вслед за Герценом заговорил о воз­можности построить в России социалистическое общество на заранее разработанных разумных ос­нованиях, используя крестьянскую общину. Кре­стьянский вопрос Чернышевский предлагал ре­шать радикально: крепостной труд не подлежал выкупу, земля передавалась крестьянам, помещи­ки получали символическую плату от государст­ва. Реализация плана Чернышевского привела бы к разорению помещичьих хозяйств и — так как крестьянское хозяйство было в основном нату­ральным, слабо связанным с рынком — к нару­шению хозяйственных связей, снабжения городов и армии, внешней торговли.

В 1857 г. в «Современник» пришел Н. А Доб­ролюбову настроенный еще решительнее Черны­шевского. Либеральное движение, раздражавшее его бесконечными разговорами, он назвал «обло­мовщиной», а либералов — «лишними людьми». Все надежды он возлагал на «народное дело» — революцию. С именами Чернышевского и Добро­любова связано начало раскола в лагере оппози­ции. «Колокол» продолжал делать ставку на един­ство; Герцен считал предпочтительным мирное, эволюционное развитие общества, но не отвергал и революционный путь.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"