История России(XIX век )  

 

 

Либеральные реформы 60-70-х годов

 

В начале 60-х годов стала очевидной необходи­мость введения местного самоуправления, о кото­ром заявляла либеральная общественность: пра­вительство не могло своими силами поднять хо­зяйство провинции. 1 января 1864 г. был принят закон о местном самоуправлении, учрежденном для руководства хозяйственными делами: строи­тельства и содержания местных дорог, школ, боль­ниц, богаделен и т. д.

Распорядительными органами земств были гу­бернские и уездные земские собрания, исполни­тельными — губернские и уездные земские упра­вы. Для выборов депутатов — гласных — уездно­го земского собрания созывались 3 избиратель­ных съезда: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянский. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. В земских собраниях преобладали дворяне-помещики.

С появлением земства стало меняться соотноше­ние сил в провинции: возник «третий элемент», как называли земских врачей, учителей, агрономов, ста­тистиков. Земства медленно, но верно поднимали местное хозяйство, улучшали жизнь деревни, раз­вивали просвещение и здравоохранение. Вскоре зем­ства перестали быть чисто хозяйственными орга­низациями; с ними связано появление земского ли­берализма, мечтавшего о всероссийских выборах рас­порядительной власти.

В 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Выборы в Думу проводились тремя избирательными съездами: мелких, средних и круп­ных налогоплательщиков. (Рабочие налогов не пла­тили и в выборах не участвовали.) Городской голо­ва и управа избирались Думой. Органы городского самоуправления успешно занимались организаци­ей городской жизни, развитием городов, но в обще­ственном движении участвовали слабо.

В 1864 г. по настоянию общественности была проведена судебная реформа. Суд в России стал бессословным, гласным, состязательным, незави­симым от администрации. Центральным звеном нового судебного устройства стал окружной суд. Обвинение поддерживал прокурор, интересы под­судимого отстаивал защитник. Присяжные засе­датели, 12 человек, выслушав судебные прения, выносили вердикт («виновен», «невиновен», «ви­новен, но заслуживает снисхождения»). На осно­вании вердикта суд выносил приговор. Такое уст­ройство суда обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой судья, избираемый земским соб­ранием или городской думой на 3 года. Правитель­ство не могло своей властью отстранить от должно­сти мирового судью или судей окружного суда.

Судебная реформа была одним из наиболее по­следовательных преобразований 60—70-х годов, но все же она осталась незавершенной: не был реформирован Сенат, для разбора мелких кон­фликтов в крестьянской среде остался сословный волостной суд, имевший право присуждать к те­лесным наказаниям (до 1904 г.).

Ряд важных военных реформ провел Д. А. Ми­лютин, назначенный военным министром в 1861 г. Армия была перевооружена по современным тре­бованиям. На завершающем этапе должен был произойти переход, от рекрутчины ко всеобщей во­инской повинности. Консервативная часть гене­ралитета в течение ряда лет блокировала это на­чинание; перелом в ход дела внесла франко-прус­ская война 1870—1871 гг.: современников пора­зила быстрота мобилизации прусской армии. 1 ян­варя 1874 г. был принят закон, отменяющий рек­рутчину и распространяющий военную обязан­ность на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по здоровью. Льготы по срокам службы стали дополнительным стимулом к получению образования. Реформа ускорила ломку сословно­го строя; отмена рекрутчины увеличила популяр­ность Александра II среди крестьянства.

Реформы 6070-х годов, устранив ряд пережит­ков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти ре­формы не коснулись.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"