История России(XIX век )  

 

 

Промышленность и транспорт в пореформенной России

 

Реформы 60—70-х годов улучшили политические и правовые условия для формирования капитали­стических отношений. Другим условием успешного развития экономики было создание инфраструк­туры, т. е. комплекса вспомогательных отраслей народного хозяйства (шоссе, железные дороги, ка­налы, порты, средства связи). Особенно остро стоял вопрос о сухопутных путях сообщения.

Железнодорожное строительство в России на­чалось при Николае I, первая крупная магистраль Москва — Петербург была открыта 1 ноября 1851 г. В 60-е годы Москва стала центром железнодорож­ной сети. Дорога Москва — Нижний Новгород, от­крытая 1 августа 1862 г., связала обе столицы с Волгой, затем дороги были проложены к южным губерниям, к Уралу. Правительство издало Устав российских железных дорог, упорядочивший пра­вила ведения железнодорожного хозяйства, нахо­дившегося в основном в частных владениях; на­чался выкуп частных дорог в казну.

В 1891 г. началось строительство крупнейшей в мире Транссибирской магистрали, одновремен­но из Челябинска и Владивостока. Магистраль строилась тысячами рабочих, русских и иностран­ных, солдат, ссыльных, каторжных. Восточный ее участок проходил первоначально по территории Маньчжурии; после русско-японской войны пред­седатель Совета Министров П. А. Столыпин на­стоял на строительстве Амурской дороги, имею­щей «главной задачей накрепко привязать к Рос­сии ее Дальний Восток». С прокладкой магистра­ли начался новый этап в истории Сибири, теперь она была связана с Россией и Европой.

С отменой крепостного права промышленность должна была начать переход от принудительного труда к вольнонаемному. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства; правительство открыло дорогу частному капиталу, казенные предприятия передавались в частные ру­ки. Наибольшие успехи были в текстильном про­изводстве — ведущей отрасли русской промышлен­ности — за 20 лет удвоился выпуск и потребление хлопчатобумажных тканей. Были успехи и в пи­щевой промышленности, особенно сахарной: начал­ся экспорт сахара. В металлургии требовалось не просто перейти на вольнонаемный труд, но и про­извести техническое перевооружение. Производст­во металла на Урале в первые годы после реформы снизилось; с середины 70-х годов начала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне. Правительство поощряло раз­витие машиностроения; со второй половины 70-х годов подвижной состав железных дорог стал в ос­новном отечественного производства.

После реформы в России выдвинулся ряд за­мечательных предпринимателей: зарайский ку­пец А. Ф. Бахрушин основал в Москве кожевен­ную фабрику, его сыновья стали крупнейшими текстильными и кожевенными фабрикантами; П. И. Губонин, выходец из крестьян, основал не­сколько крупных промышленных предприятий; Н. И. Путилов приобрел сталелитейный завод око­ло Петербурга и сделал его крупнейшим маши­ностроительным предприятием.

В первое пореформенное 20-летие в Россия сфор­мировались основные промышленные районы: Мо­сковский с развитой текстильной промышленностью, Петербургский с уклоном в металлообработку и ма­шиностроение, Уральский и Южный, ставшие ба­зой металлургической промышленности.

В середине XIX в. в России начался промыш­ленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к фабрике. Раньше всех начался и быстрее завер­шился он в текстильной промышленности; в ве­дущих отраслях переход на машинное производ­ство произошел к концу XIX в. Замена ручного труда машинным повысила производительность труда, в развитии производительных сил произо­шел резкий скачок. Но кустарное и ремесленное производство все же осталось: оно ближе потре­бителю, нередко более гибко в отношении требований рынка, в некоторых случаях оно становит­ся искусством (например, дымковская игрушка, жостовские подносы и т. д.).

Промышленный переворот и развитие инфра­структуры дали жизнь новым городам: город Иваново- Вознесенск, образованный слиянием двух сел, стал крупным центром текстильной промышлен­ности, на юге стремительно развивался порт Рос­тов-на-Дону, многие торгово-промышленные села, не получив статуса города, фактически стали го­родами, в то время как старые города, оказавшие­ся вдали от проложенных дорог, теряли прежнее значение.

Москва и Петербург по численности населения далеко опередили другие города. Самым большим сибирским городом стал Томск, Большой Сибир­ский тракт сделал его крупным торговым центром.

Рабочий класс промышленных городов состоял в основном из крестьян, пришедших на заработки. На время сельскохозяйственных работ они возвра­щались в деревни, и многие фабрики останавлива­лись. С течением времени рабочие оседали в горо­де, порывая с землей. Это был медленный процесс: в 60—70-е годы потомственные рабочие составляли лишь небольшое ядро рабочего класса; обычно это наиболее квалифицированные кадры.

В целом промышленное развитие в первое по­реформенное 20-летие шло успешно: торговля, по­требности рынка определяли развитие легкой промышленности; на базе потребностей в ма­шинах и средствах доставки развивались тяже­лая промышленность и транспорт.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"