История России(XIX век )  

 

 

Культура второй половины XIX в.: образование и наука

 

Становление капитализма в России поставило во­прос о развитии образования. Втягивание кресть­ян в рыночные отношения делало необходимым вве­дение начального народного образования. В доре­форменной России был крайне низкий уровень гра­мотности. По переписи 1871 г. в Петербурге негра­мотными были 44%, в Москве — 55%, в губерн­ских городах — 60—70%, в уездных — 70—80%, в деревне грамотность вообще была редким явлени­ем. С возникновением и развитием земств появля­лись земские школы, постепенно увеличивалось чис­ло городских школ, с 80-х годов стала расширяться сеть церковно-приходских школ; энтузиасты-просве­тители содержали воскресные школы для взрослых; существовали и правительственные («министерские») школы. Но все же к концу XIX в. лишь 1/4 населе­ния была грамотной.

Промышленность, транспорт и торговля нуж­дались в специалистах с высшим и средним об­разованием. Основой среднего образования во вто­рой половине XIX в. стала классическая гимна­зия (с образованием, ориентированным на изуче­ние классической древности и в значительной мере оторванным от требований современной жизни). В конце XIX в. на территории великорусских гу­берний действовали 81 мужская и 64 женские гим­назии. При Александре III. правительство стре­милось затруднить допуск в гимназии выходцам из простого народа (циркуляр «о кухаркиных де­тях»). Наряду с гимназиями существовали реаль­ные училища (реальное образование предполага­ло расширенное преподавание естественных на­ук и современных языков). В них учились толь­ко мальчики. Выпускники мужских гимназий и реальных училищ могли поступать в высшие учеб­ные заведения.

Число студентов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. чел. В 1888 г. открытием Томского университета бы­ло положено начало высшему образованию в Си­бири. Высшее техническое образование развира­лось медленнее, чем требовала жизнь порефор­менной России. Особое значение приобрели Пе­тербургский электротехнический институт, от­крытый в 1868 г., и Томский технологический институт, открытый в 1900 г. После реформы 1861 г. было положено начало высшему женско­му образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать Бестужевские курсы. Русское музы­кальное общество открыло в 1862 г. консервато­рию в Петербурге, в 1866 г. — в Москве. В целом в пореформенной России наиболее быстрыми тем­пами развивалось начальное народное образова­ние; развитие высшей школы шло гораздо мед­леннее: правительство понимало его необходи­мость, но недоверчиво относилось к университе­там как к очагу неистребимой «крамолы».

Общий подъем после отмены крепостного пра­ва способствовал развитию русской науки. Боль­шие успехи были достигнуты в  математике: тру­ды П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Кова­левской положили начало ряду важных направ­лений в математике и получили мировое призна­ние. В физике большую роль сыграли исследова­ния А. Г. Столетова в области фотоэлектрических явлений, изобретения в электротехнике П. Н. Яб­лочкова (дуговая лампа) и А. М. Лодыгина (лам­па накаливания). Открытием мирового значения стало изобретение А. С. Поповым радиотелеграфа. А. Ф. Можайский стоял у истоков авиации. 60— 70-е годы XIX в. стали «золотым веком» русской химии: А. М. Бутлеров разработал теорию хими­ческого строения; Д. И. Менделеев открыл перио­дический закон химических элементов. XIX век дал России замечательных ученых-естествоиспы­тателей: В. В. Докучаев доложил начало современному почвоведению и зональной агрономии; И. М. Сеченов стал основоположником русской школы физиологии; И. И. Мечников работал в области микробиологии, бактериологии, медици­ны, в 1908 г. он стал Нобелевским лауреатом.

Ко второй половине XIX в. с выявлением новых источников по истории России усложнились пред­ставления об историческом процессе. С. М. Соловь­ев написал 29-томную «Историю России с древней­ших времен». Сравнивая историю развития России и других стран, он находил много общего; своеобра­зие пути России Соловьев видел в ее положении между Европой и Азией. Написанный на высоком профессиональном уровне, этот труд широко исполь­зуется специалистами. Ученик Соловьева В. О. Клю­чевский проявлял большой интерес к социально-эко­номическим вопросам, стараясь проследить в своих работах процесс сложения крепостнических отноше­ний на Руси. Его «Курс русской истории» до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию. В облас­ти всеобщей истории работали М. М. Ковалевский, изучавший европейскую крестьянскую общину; ки­таевед В. П. Васильев получил мировую известность, издав труд «Буддизм и его догматы, история и лите­ратура»; С. Ф. Ольденбург проводил исследования в области религии и культуры Индии.

Во второй половине XIX в. русская наука дос­тигла значительных успехов; Москва и Петер­бург вошли в число мировых научных центров.

Русские географы сосредоточили свои усилия на исследовании глубинных территорий Азии. На­чало этим экспедициям положил П. П. Семенов-Тян-Шанский. Возглавив Русское географическое общество, он стал инициатором издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечест­ва». П. А. Кропоткин путешествовал по Северной Маньчжурии, Саянам, Витимскому плоскогорью; Н. М. Пржевальский исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Центральной Азии.

С именем А. И. Воейкова связано становление метеорологической службы в России. В заокеан­ских путешествиях русские ученые теперь не ог­раничивались описанием береговой линии и со­ставлением карт, а изучали быт, культуру и обы­чаи местного населения. Это направление начал в XVIII в. С. П. Крашенинников; во второй полови­не XIX в. продолжил Н. Н. Миклухо-Маклай. Он побывал на Канарских островах, островах Тихого океана, Филиппинах, в Марокко, Индонезии. 16 месяцев он прожил на северо-восточном бере­гу Новой Гвинеи, заслужив доверие и любовь ме­стных жителей. В. Г. Богораз-Тан оказался на Колыме в ссылке. Здесь он занялся изучением быта, языка и фольклора народов Крайнего Севе­ра. Став крупным ученым, много сделал для соз­дания их письменности и просвещения.

К концу XIX в. завершалась эпоха географиче­ских открытий. Мировая географическая наука во многом опиралась на достижения русских ученых.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"