История России(XIX век )  

 

 

Русская живопись на рубеже XIX и XX вв.

 

С течением времени в объединении передвиж­ников наступил кризис, обусловленный многими причинами. Социальная направленность их работ потеряла свою остроту, а новой направляющей не возникало; с появлением фотографии стало пробле­матичным существование реалистического пейза­жа в том неизменном виде, в котором он препод­носился многими художниками. Изменился состав объединения; возникла своя «бюрократия», заправ­лявшая всеми делами товарищества. Вкусы этой группы лиц не развивались, а поэтому многие мо­лодые талантливые художники, ищущие свой путь в живописи и стремящиеся поднять ее художест­венный уровень, не допускались на выставки пере­движников. «Правоверные» не принимали исканий, объявляя их «декадентством». Не имея возможно­сти участвовать и в академических выставках, «от­верженные» задумались о создании собственного объединения и издании журнала.

В 80-е годы в Петербурге возник кружок люби­телей искусства. В него входили А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, С. Дягилев. Обсуждая вопросы живописи, музыки, литературы, истории, они увлеклись мыслью об объединении различных видов искусства и сближении культур разных на­родов. Ставший теоретиком кружка Дягилев за­нялся устройством выставок: в 1897 г. в Петер­бурге прошли выставки немецких акварелистов, скандинавских художников, в 1898 г. — совмест­ная выставка русских и финских художников. В 1906 г. усилиями Дягилева и его друзей произо­шел «культурный прорыв» России в Западную Евpony — в Париже с успехом проходила выставка «Два века русской живописи и скульптуры».

В 1898 г. кружок Бенуа — Дягилева стал изда­вать журнал «Мир искусства». Позже возникло твор­ческое объединение «Мир искусства». Входившие в него художники — Бенуа, Сомов, Бакст, Серов, Вру­бель, Нестеров, Левитан, Рерих — работали в разной манере; программа объединения целью искусства счи­тала самовыражение творца. «Мирискусники» были убеждены, что подлинное искусство, само по себе яв­ляясь правдой и откровением, должно вносить в жизнь гармонию и умиротворение. Их любовь к прошлому объяснялась неприятием наступающей промышлен­ной эпохи. Они считали, что в доиндустриальные вре­мена люди ближе соприкасались с искусством и при­родой. Особое место в их творчестве занял старый Петербург. «Мирискусники» воспринимали его как произведение искусства. В работах Бенуа, Добужинского, Остроумовой-Лебедевой старый Петербург пред­стает живым и одухотворенным и противопоставля­ется серому и безликому современному городу, в ко­тором царит одиночество.

С творчеством «мирискусников» связан взлет книжного искусства. Оформление книг стало со­ставлять единое целое с содержанием (художники обращали внимание на формат книги, цвет бумаги, шрифт и т. д.). Высокими образцами книжной гра­фики являются рисунки Бенуа к «Медному всад­нику» Пушкина, иллюстрации Лансере к толстов­скому «Хаджи-Мурату».

Работая в театре, художники «Мира искусства» вплотную подошли к осуществлению заветной меч­ты о синтезе искусств. Их оформление спектаклей, сливаясь с музыкой и хореографией, создавало неза­бываемое зрелище. С большим успехом шли балет «Шехерезада» (на музыку Н. А. Римского-Корсако-ва), оформленный Бакстом, балет «Жар-птица» (на музыку И. Ф. Стравинского), оформленный А. Я. Го­ловиным. Декорации Рериха к опере «Князь Игорь» подчеркивали драматические интонации музыки А. П. Бородина. Балет «Петрушка», обошедший театры многих стран, был совместным произведением композитора Стравинского и художника Бенуа.

Особое место в «Мире искусства» принадлежит М.А.Врубелю. Разносторонний мастер, увлекаю­щийся и трудолюбивый, Врубель работал над мону­ментальными росписями (еще во время учебы в ака­демии расписывал церкви в Киеве), картинами, те­атральными декорациями, книжными иллюстра­циями, декоративной скульптурой. Через все его творчество проходит три главных мотива: 1) одухотворенно-возвышенный, проявившийся прежде все­го в образе Богоматери; 2) демонический, навеянный  творчеством Лермонтова (в отличие от лермон­товского Демона-разрушителя врубелевский — стра­дающая личность); 3) эпически-народный, проявив­шийся в панно «Микула Селянинович» и картине «Дан». Бенуа назвал последние десятилетия XIX в. эпохой Врубеля.

Судьба «Мира искусства» оказалась непростой; со временем многие художники отошли от объеди­нения, и оно сократилось до размеров первоначаль­ного кружка. В 1911—1924 гг. возрожденный «Мир искусства» занимался преимущественно организа­цией Выставок.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"