История России(XIX век )  

 

 

Культура второй половины XIX в.: театр, музыка, печать

 

60-70-е годы в русском театре стали эпохой А. Н. Островского. В 80-90-е годы в репертуар ста­ли входить пьесы Достоевского, Чехова, ставились произведения Шекспира, Шиллера, Гюго, Дюма-от­ца. Пьесы некоторых других авторов, ныне забы­тых. при невысоком художественном уровне поль­зовались успехом у публики — они и ставились в коммерческих интересах. Театр, самый доступный из всех видов искусства, стал центром культурной жизни провинции. Признанными театральными центрами, кроме столиц, считались Казань, Сара­тов» Астрахань, Воронеж, Ростов-на-Дону.

 

В 1863 г., со смертью М. С. Щепкина, искусство которого утверждало благородство «маленького че­ловека», закончился целый период в истории рус­ского театра. «Новый театр», руководимый демо­кратической критикой, сосредоточился на показе «социальных типов» и критике социальных усло­вий. Соответствие постановок «духу времени» вы­ходило на первый план. Прямолинейность, свойст­венная театру 60-х годов, была преодолена в после­дующие годы; снизилась идейность, на смену «со­циальным типам» пришли «психологические ти­пы» и «театр Чехова» с драмами повседневности.

В середине XIX в. на сцене Малого театра бли­стал П. М. Садовский. В его творчестве большое место занимала драматургия Островского. Во вре­мена «социальных типов» он давал психологиче­ские характеристики своим персонажам; благо­даря Садовскому в Малом театре сохранились и были развиты традиции Щепкина.

Великая русская актриса П. А. Стрепетова на­чинала свою сценическую деятельность с комедий­ных опереточных ролей, но только в драме проявил­ся ее талант (роль Лизаветы в «Горькой судьбине» • А. Ф. Писемского, Катерины в «Грозе»). «Не игра­ет, а живет на сцене», — говорили о ней критики. Стрепетова не сыграла ни одной роли из Достоев­ского, но мотивы покаяния и искупления страда­нием, близкие Достоевскому, пронизывают ее твор­чество. Некоторое время она играла в Александ­рийском театре, много работала в провинции.

М. Н. Ермолова, выступавшая на сцене Малого театра, тоже начинала с ролей водевильных бары­шень. Исполнив роль Катерины, стала играть дра­матических героинь. После запрещения пьесы Лопе де Вега «Овечий источник», в которой власти усмотрели политическую демонстрацию (у Ермо­ловой была героико-драматическая роль Лауренсии), она добилась разрешения на постановку «Орлеан­ской девы» Шиллера, где сыграла Жанну Д'Арк. Спектакль имел такой успех, что был перенесен на сцену Большого театра. Ермолова в своем творчестве продолжила традиции великого русского ак­тера П. С. Мочалова.

Русский театр XIX в. — преимущественно театр актера, режиссура оставалась, в общем, его слабым местом. Редко появлялись спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением. В 1898 г. открыл­ся Московский Художественный театр под руково­дством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; его расцвет пришелся на начало XX в.

В 60-е годы в Петербурге сплотилась группа ком­позиторов, поставивших целью продолжить дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой. Главный организатор и теоретик группы — «Могучей кучки» — М. А. Балакирев в 1866 г. издал «Сборник русских национальных песен». В 1873 г. была поставлена «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова. Пронизанная народным песенным колоритом, она стала в один ряд с опера­ми Глинки. М. П. Мусоргский, отставной военный, после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым посвятил свое творчество музыкальной драме. В 1874 г. его «Борис Годунов» был поставлен в Мари-инском театре, однако публика, привыкшая к италь­янской опере, не оценила по достоинству русской музыки. Драму Мусоргского «Хованщина» закон­чил Римский-Корсаков. Сейчас «Борис Годунов» и «Хованщина» входят в репертуар многих театров мира. Симфонии и опера «Князь Игорь» А. П. Бо­родина (ученого-химика) отличаются широтой и эпичностью музыкального повествования. Вторую его симфонию критики назвали «Богатырской». «Могучая кучка» утвердила в музыке русское на­циональное начало; современники говорили о му­зыкальной революции 60—70-х годов.

П. И. Чайковский, не входивший в «Могучую кучку», тяготел к общеевропейским музыкальным формам. Однако в его произведениях чувствуется русская школа. Свежесть, изящество, мелодическое богатство, лиризм отличают его музыку. Чайков­ский писал оперы («Евгений Онегин»), симфонии, симфонические поэмы («Ромео и Джульетта»), балеты («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), романсы. Его произведения стали гор­достью России и достоянием всего мира.

Во второй половине XIX в. окончательно офор­мились русские традиции в искусстве. Успешнее всего это произошло в музыке. Русская культура сблизилась с культурами других стран и полу­чила всемирное признание.

До последней четверти XIX в. основным издани­ем в России оставались журналы. Известным либе­ральным журналом конца 50-х годов был «Русский вестник» Каткова, в нем сотрудничали К. Д. Кавелин, А. М. Унковский, С. М. Соловьев, печатались М. Е. Сал­тыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. С 1862 г. журнал начал приобретать консервативное, «антини­гилистическое» направление. В начале 60-х годов са­мым популярным стал основанный еще Пушкиным «Современник», приобретший демократическую, ан­тикрепостническую направленность. Его возглавля­ли с 1847 г. Некрасов, в 18631865 гг. — Салтыков-Щедрин. В журнале сотрудничали в разное время Л. Толстой, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Добро­любов, Островский. В 1866 г., после покушения на царя, журнал был закрыт. Журнал «Отечественные записки», пришедший в упадок с уходом Белинско­го, пережил новый взлет популярности в 70-е годы, когда его возглавили Некрасов и Салтыков-Щедрин. В журнале блистали таланты Михайловского, Досто­евского, Короленко, печатались переводы Гейне, Бе­ранже, Гюго. Основанный в 1876 г. журнал «Русское богатство» был вначале специализированным ком­мерческим изданием, но в 1879 г. приобрел народни­ческое направление и с течением времени стал глав­ным печатным органом либеральных народников, его идейным руководителем был Михайловский. Журнал просуществовал до 1918 г, твердо отстаивая свою позицию и избегая крайностей. Умеренно-либе­ральный, обстоятельный «Вестник Европы» под ре­дакцией М. М. Стасюлевича считался журналом уче­ных и профессоров, по числу подписчиков уступал только «Отечественным запискам».

Одна из старейших русских газет — «Санкт-Пе­тербургские ведомости» Академии наук — с прихо­дом к руководству в 1863 г. Е. Ф. Корша приобрела либеральную направленность, выступая в защиту ре­форм. Когда договор с Коршем был расторгнут, из­дание стало казенным и бесцветным. «Московские ведомости», газету Московского университета, в 1862 г. возглавил Катков, имевший в то время репу­тацию либерала. Однако газета стала реакционной; Катков держался независимо, имел огромное влия­ние на правительство, особенно во времена Алексан­дра Ш. «Русские ведомости», придерживаясь либе­ральной линии и конституционных идей, сгруппи­ровали вокруг себя либеральную профессуру и зем­ских деятелей. В разное время здесь сотрудничали Лавров, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Михайловский. К концу века газета заняла прочное место сре­ди главных столичных изданий. В 1875 г. А. С. Су­ворин, бывший сотрудник «Санкт-Петербургских ве­домостей», приобрел газету «Новое время», ставшую первой русской массовой газетой. В конце XIX в. большие газеты появились в провинции: либераль­ная «Сибирская жизнь» в Томске, «Приазовский край» на юге России.

В XIX в. продолжало развиваться книгоиздатель­ское дело. Ф. Ф. Павленков, стремясь придать сво­ей деятельности просветительскую направленность, издавал научную, общественно-политическую, дет­скую, художественную литературу; основал серию «Жизнь замечательных людей». И. Д. Сытин, на­чав с издания лубочных картинок, издавал дешевые буквари, календари, художественную и научно-по­пулярную литературу в расчете на массовый спрос. В 1889 г. издатель И. А. Ефрон заключил договор с немецким издательством «Брокгауз» для совме­стного издания многотомного энциклопедического словаря. Издание растянулось почти на 20 лет, но до сих пор «Брокгауз — Ефрон» считается лучшей российской энциклопедией.

 


Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"