История России(XIX век )  

 

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

[1828-1889].

 

    Родился в Саратове, в семье свя­щенника. Учился в местной духовной семинарии, окончил историко-филологическое отделение С.-Петербургского уни­верситета (1846-1850). В 1851-1853 гг. преподавал русскую словесность в Саратовской гимназии. С 1853 г. - в С.-Петербур­ге сотрудничал в "Отечественных записках", затем в "Совре­меннике", где вскоре вместе с Н.А.Некрасовым занял ведущее положение. В 1862 г. арестован, в 1864 г. по подложным доку­ментам (прокламация "Барским крестьянам от их доброжелате­лей поклон") осужден на каторгу, которую, не работая, отбывал на Александровском заводе в Сибири. В 1871-1873 гг. жил на поселении в г. Вилюйске (Якутия), в 1883-1889 гг. - в Астра­хани, в 1889 г. - в Саратове, где скончался и был похоронен.

    Вслед за Герценом развивал теорию народничества, явив­шись сторонником общинно-мещанского социализма, переход к которому связывал с крестьянской реформой 1861 г. Поли­тический строй, как и Герцен, мыслил в форме анархо-федералистского самоуправления. Экономические и политические преобразования в России должны были осуществиться под ру­ководством просвещенного монарха. Как просветитель, считал главным двигателем общечеловеческого прогресса знания, так как необразованный народ был безучастен в истории.

   Основные произведения - Поли, собр.соч. М. 1939-1953. т.1-16; "Областные учреждения в России в XVII в." Б.Чичерина (т.III ); "О поземельной собственности" (T.IV); "О новых услови­ях сельского быта"(т.V); "Критика философских предубежде­ний против общинного владения"(т.V); "Экономическая дея­тельность и законодательство"(т.V); "Капитал и труд"(т.VII); "О причинах падения Рима"(т.VII); "Что делать?"(т.Х1).

    На новом этапе движения народничества (70-е гг. XIX в.), его идеологи, в отличие от родоначальников (А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского), выступали за крестьянскую революцию. Их целью стало насильственное разрушение существующего экономического и политического строя России и создание но­вого общества социальной справедливости, гарантируемой коллективной(общинной) собственностью.  При этом одни считали, что революция должна быть подготовлена путем длительной пропаганды (П.Л.Лавров), другие (М.А.Бакунин и П.Н.Ткачев) были убеждены в том, что русский крестьянин, бунтарь по природе, готов к революции. Они представляли три идейных направления в народничестве 1870-х гг. - пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов", спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"